Президент ФГСР Вениамин Бут дал обстоятельное интервью Анушавану Гасан-Джалалову, руководившему Федерацией гребного спорта России в 1992-96 годах.
- Вениамин Евгеньевич, прошло более двух месяцев с момента избрания вас на должность президента в Федерации гребного спорта России. В течение этого времени, помимо обычной текучки, присущей спортивным федерациям, вы занимались укреплением аппарата новыми кадрами и определяли функциональные обязанности работников федерации. Расскажите, кто сегодня входит в штатный состав федерации, и за какое направление работы каждый из них отвечает?
В.БУТ: Уже точно могу сказать, что из старой команды в ФГСР остаются несколько человек. Не хочу называть конкретные фамилии, скажу лишь, что шанс работать в федерации был дан абсолютно всем. Только не все им воспользовались. При этом сейчас мы заметно омолодили состав команды, которая будет работать на благо академической гребли в ближайшем будущем. Я имею в виду и управленческий персонал, и менеджеров сборных, и технических специалистов.
А конкретизировать не хочу просто потому, что сейчас все проходят испытательный срок. Пока могу сказать, что, на узловых должностях сегодня работают:
Хлопонина Алла Александровна - ответственный секретарь ФГСР
Русак Николай Иванович - государственный тренер
Зеликович Юрий Семенович - главный тренер
Кулагин Александр Викторович - старший тренер по юниорам и юношам.
Брендаков Александр Алексеевич - ответственный за развитие студенческого спорта
- Будет ли существенно отличаться система отбора в национальные сборные команды России от системы, которая практиковалась в прошлые годы?
В.БУТ: Сейчас этот вопрос находится в стадии обсуждения. Я хочу получить полный анализ нынешнего положения от комплексно-научной группы, которая сейчас создается. Понятно, что говорить о правильности нынешней системы в данный момент не приходится, раз нет никакого результата. Но все прекрасно понимают, что дело далеко не только в этом.
- Последние годы на главные соревнования, такие, как чемпионаты и первенства мира, а так же чемпионаты и первенства Европы сборные команды России выезжали не полным составом. Порой, из состава исключались целые направления, к примеру, легковесы. Каким составом будут выезжать российские гребцы сегодня? Планирует ли федерации вывозить на международные соревнования классы, которые не входят в олимпийскую программу.
В.БУТ: Здесь я прислушаюсь к мнению тренерского штаба. Лично я за то, чтобы, как можно больше спортсменов, включая легковесов, пропитывались соревновательным духом. Не ходили королями в своих городах, а чувствовали реальную силу, знали к чему стремиться.
- Пять лет тому назад вся федерация была поставлена на грань всеобщей дисквалификации из-за нарушения антидопинговых правил ФИСА. К сожалению, тяга нарушить правила и использовать запрещенные препараты и методы восстановления, достаточно широко распространена в российском спорте. Многие спортсмены по указанию тренера с легкостью пойдут на нарушение ради высокого спортивного результата, не думая о последствиях для своего здоровья. Какова будет профилактика подобных нарушений среди спортсменов сегодня, и как будет действовать федерация в отношении тренеров, чьи спортсмены нарушают правила ФИСА.
В.БУТ: По-нашему мнению, тренер, в первую очередь, обязан знать о подобных нарушениях среди его спортсменов и быть первым эшелоном защиты интересов международной федерации. Это будет одно из приоритетных направлений в работе ФГСР. Мы за чистый спорт. На одной из последних планерок этот вопрос уже обсуждался, и мы пришли к выводу, что необходимо совместно с РУСАДА постоянно оповещать спортсменов о риске, который несут запрещенные препараты. Причем, зачастую, ребята попадаются из-за собственной неосведомленности. Взять хотя бы последний пример: двое ребят дисквалифицированы на полтора года. Начинаю разбираться – дело было в прошлом августе, еще до моего прихода на пост президента ФГСР. Оказывается, что они выпили энергетик. А им никто и ничего не объяснял. Банальная ситуация, но спортсмены дисквалифицированы.
Поэтому считаю необходимым приход в сборные разных возрастов квалифицированного медицинского персонала. Спортсмены должны понимать, что и когда можно принимать в пищу. Данную проблему мы уже озвучили на всех уровнях. Надеюсь, в самое ближайшее время такие врачи появятся. Кстати, этот вопрос мы обсуждали и с руководством ФИСА. За рубежом нам также готовы помочь.
Что же касается тренеров, то мое мнение таково – если доказан факт приема допинга и, более того, у наставника попадаются на допинге сразу несколько атлетов, то должна быть пожизненная дисквалификация.
Я хочу, чтобы все понимали, главное – я вместе со своей командой создам нашим спортсменам все необходимые условия. Мы играем честно и открыто. Поэтому прошу и с нами быть честными, не делать за спиной глупостей. Иначе, все это бессмысленно, прикрывать и выгораживать я никого не буду.
- В своем первом выступление Вы, Вениамин Евгеньевич, говорили о необходимости создания условий, чтобы гребля стала массовым видом спорта в России, об открытии новых гребных центров и клубов, о сохранении и реконструкции уже существующих. Так же, как и я, Вы выросли в Ленинграде, ныне Санкт Петербург. В годы, когда я начал заниматься академической греблей, в Ленинграде было 12 гребных клубов. Потом было распоряжение об укрупнении клубов в единые профсоюзы, и количество клубов сократилось. Сегодня в городе на Неве существует практически один клуб «Стрела». Если раньше на первенстве Ленинграда среди юношей для определения победителя проводились, даже в восьмерках, предварительные, утешительные и финальные заезды, то сегодня в один заезд объединяют несколько классов. В своей программе по развитию гребного спорта в России предусматриваете ли Вы открытие новых клубов и реконструкции старых, т.к. на сегодняшний день большинство старых клубов представляют из себя скромный сарай. Бесспорно, это вопрос не одного дня, но в России существует много государственных и общественных структур, которые могут помочь в решении этой задачи. Какое взаимодействие федерации с ними Вы видите?
В.БУТ: Сейчас серьезные усилия направлены на создание студенческой лиги по академической гребле. Я рад, что на днях о поддержке студенческого спорта заявил Президент России Владимир Путин. Если государству это направление не безразлично, значит, все у нас получится. Мы хотим для начала создать такие клубы на базах Университетов, объединить это в масштабные соревнования. К примеру, недавно я был в Казани, где мы нашли общий язык с Министром спорта Татарстана и ректором Поволжской академии спорта. Там уже сейчас готовы открывать полноценные отделения для студентов по специализации «академическая гребля». Только я прекрасно понимаю, что сейчас все «упрется» в людей, то есть в квалифицированные кадры. Можно провести сколько угодно переговоров, получить любые визы, потратить сколько угодно денег, но, если тренировать некому, то ничего не сдвинется с мертвой точки. Поэтому будем действовать постепенно. Открыли одно отделение, начали обучать кадры, второе, третье и так далее. Да, за один год это движение не возродить. Но мы должны начать. А дальше уже можно будет говорить и о поддержке частных клубов, и о развитии этого направления.
- Неоднократно и на моем сайте, и в средствах массовой информации поднимался вопрос о количестве тренеров, записанных на соревнованиях за одним экипажем. Порой, в протоколах можно встретить абсурдные записи, как за одиночником, даже по юношам, записано по три, четыре тренера. Подобная статистика говорит о том, что за один и тот же результат тренерский состав получает трехкратную или четырехкратную оплату. Данная схема учета результатов работы тренеров способствует потере интереса к работе, многие тренеры считают, что лучше «записаться» за командой, чем тренировать. Главное, чтобы в протоколах чемпионата страны и первенства стояла его фамилия; такие тренеры готовы идти на разные ухищрения, вплоть до подлога в протоколах, да, порой, и судьи соревнований припечатывают за командами нужных тренеров. Известно ли Вам о подобной практике и, если « да», то какие меры вы собираетесь предпринять, чтобы труд каждого тренера оценивался по заслугам.
В.БУТ: Убежден, что нынешняя тарификация – профанация. Даже, если убрать в сторону махинации, о которых вы говорите , то сейчас тренер нацелен на то, чтобы взять взрослого спортсмена, подготовить его до уровня призера чемпионата России и наслаждаться жизнью. При этом он абсолютно не мотивирован на работу с детьми и главное – его не волнуют проблемы главного и старших тренеров сборной России. Он уже получает свою зарплату и вообще был бы рад, чтобы его спортсмены не выезжали за рубеж, не перетруждались, ведь ставка наставника от этого не меняется. Уверяю вас, скоро эти «фокусы» закончатся, и труд будет оцениваться по реальной работе.
- Проблема сборных экипажей имеет как свои минусы, так и свои плюсы. С одной стороны, в один экипаж собираются сильнейшие спортсмены, и с ними занимается, возможно, самый сильный тренер, хотя это бывает не всегда. С другой стороны, сбор сильнейших гребцов в один экипаж разваливает другие экипажи. И то, и другое очевидно. Вопрос, когда вы планируете создавать сборные экипажи, на каком этапе подготовки, в начале сезона, доукомплектовывать его еще и весной, и окончательно формировать на последнем этапе, за что ратует в своей программе сегодняшний главный тренер Ю.Зеликович, или комплектация будет проходить по-другому? В истории советской гребли известны случаи, когда на последнем сборе были созданы сборные экипажи, и они завоевали звание Олимпийских чемпионов, к примеру, двойка парная Тимошинин-Коршиков. Или прямо на Олимпиаде заболевшего спортсмена заменяли запасным, и команда становилась Олимпийским чемпионом. Так было в 1976 году с командой СССР в классе 4+. Такой же случай случился и в 1980 году с командой ГДР в классе 4х. Да и в современной истории России за 10 дней до Олимпиады 1996 года в команде России в классе М8+ был заменен спортсмен и изменена рассадка, в результате чего экипаж смог завоевать олимпийскую медаль. Может быть, имеет смысл усилить экипаж на последнем этапе, если есть в этом необходимость. Решение нового состава Президиума федерации о создании сборных экипажей даже среди юношей, на наш взгляд, будет способствовать развалу работы в клубах. Во времена, когда я был Президентом федерации, был запрет на создание сборных экипажей среди юношей, и это не мешало спортсменам завоевывать медали на первенствах мира. Единственный раз было дано разрешение на создание сборного экипажа в классе 2+ под личную ответственность старшего тренера по юношам В.Рябкова, и экипаж завоевал золотую медаль на первенстве мира. Сегодня, когда разрешено создание сборных экипажей, уже 8 лет на первенстве мира национальная команда России по возрасту до 19 лет не имеет медалей. На протяжении последних лет создание сборных экипажей во взрослой команде, носит цель не столько создать экипаж из сильнейших спортсменов, сколько развалить конкурентов. По такому пути в последние 10 лет шло большинство тренеров сборной команды России. Как вы относить к данной проблеме или этой проблемы, с Вашей точки зрения, вообще нет?
В.БУТ: Безусловно, можно идти разными путями. Но лично я убежден в одном: непосредственно в тренерскую работу президент федерации не должен вмешиваться. Моя задача – создать все условия для команды: финансирование, гонки, медики, массажисты, инвентарь… Все это у тренеров и спортсменов будет. С них - медали, как бы они не составляли экипажи. Потому что отговорок, мол, то не так и это не так, больше не будет.
- Сегодня развитие отечественного производства гребного инвентаря, мягко говоря, отстает от западного производства. Причин здесь много и, в первую очередь, это отсутствие средств на развитие производства. С другой стороны, федерация каждый год закупает западный инвентарь по цене, как минимум, в полтора раза дороже. Иными словами, за одни и те же деньги можно иметь на 30% больше гребного инвентаря. Как Вы в период своего руководства будете решать данный вопрос? Если следовать вашему тезису о развитие массовости, то потребуется значительно больше гребного инвентаря, как отечественного, так и западного производства.
В.БУТ: О том, как закупало инвентарь предыдущее руководство ФГСР, я говорить не хочу. У нас же абсолютно на все закупки будет собственный прозрачный тендер. Будем закупать там, где наивысшее соотношение цена-качество.
- В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации по всем олимпийским видам спорта запланировано строительство баз подготовки для сборных команд России, в том числе и для академической гребли. Существуют ли сегодня мнение, где планируется построить базу подготовки для гребцов? База для гребцов существенно отличается от баз подготовки многих олимпийских видов спорта из-за своей многочисленности. С учетом полуторного состава от числа полного зачета на чемпионате мира, только среди взрослых вместе с тренерским составом и обслуживающим персоналом одновременное на базе может находиться около 200 человек, а на воде одновременно будут работать 20-25 тренеров. Как вы видите решение данной проблемы?
В.БУТ: Вопрос по выбору места строительства гребной базы для круглогодичной подготовки сейчас находится в стадии разработки. Место должно подходить для плодотворной работы по многим показателям, начиная от условий работы на воде большого количества экипажей, отдыха, восстановления, питания, погоды и т.д. и даже удаленности от международного аэропорта. Мы принимаем от регионов любые конструктивные предложения, готовы помогать в привлечении финансирования.
Но нужно понимать, что в одночасье в каждом регионе базы, как грибы, не начнут расти.
- Последнее десятилетие со сборной командой России по академической гребле работала одна и та же научная группа. Основываясь на международных результатах национальных команд России в трех возрастных категориях, сегодня можно оценить эту работу, скорее всего, как неудовлетворительную. Планируете ли вы что-то изменить, привлечь других людей или другие группы? Сегодня среди научных групп много откровенных авантюристов.
В.БУТ: Да, мы, как я уже сказал, хотим создать полноценную комплексно-научную группу. Но имена пока называть не буду, идут переговоры.
- Последние два вопроса относятся к самой болезненной теме, а именно к тренерам. Первый вопрос об обучение тренерского состава. Попытки прежнего руководства ввести аттестацию тренерского состава носила характер профанации, не принеся в процесс аттестации ни какой методической помощи. В результате были розданы удостоверения тренерам, что они все аттестованы как тренер высшей категории. Планирует ли новое руководство проводить аттестацию среди тренерского состава, и если да, то, как она будет протекать? По нашему мнению, она должна носить не карающий характер и способствовать повышению тренерского мастерства. Мудрое утверждение, существующее века, говорит о том, что, есть учитель - есть знания у учеников. Перефразировав эту фразу применительно для гребли, можно сказать, есть тренер со знаниями - будут чемпионы.
В.БУТ: Безусловно, будем работать в этом направлении. Уже сейчас я планирую привлечь к работе с национальной командой иностранного специалиста. Пока это будет выглядеть в форме консультации, но непосредственно на сборах. При этом хочу к нему приставить пару наших молодых наставников. Пусть впитывают, учатся. Думаю, и о семинарах и о совместных сборах и о стажировках… По методам аттестации еще подумаем – главное, чтобы было кому аттестовываться.
- Будут ли привлекаться иностранные специалисты для подготовки спортсменов сборной команды России? Если рассматривается этот вопрос, то, в каком плане Вы планируете использовать привлеченного специалиста.
В.БУТ: Да, я уже сказал, что такой специалист планируется. Сейчас переговоры в завершающей стадии, но пока не будет подписи под контрактом, фамилию называть не хочу. Пока он планируется на роль консультанта тренерского штаба сборной России. Будет приезжать на сборы, давать советы, проводить аналитическую работу, учить молодых тренеров…